МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

flags

Баннер Инсульт Инфаркт

«Аутизм. Мир один для Всех.»

Что такое «Аутизм» или «РАС» - расстройство аутического спектра. На этот вопрос ищут ответ многие: психологи, педагоги, психиатры и, конечно родители. Существует ряд медицинских описаний, касающихся понимания термина «Аутизм», но полностью понять причину возникновения течения данного заболевания очень трудно.

Аутизм – обособленность от внешнего мира и замкнутость в мире собственных мыслей и фантазий – относят к особенно загадочным психическим расстройством.

Чтобы разобраться и понять, как проявляется аутизм, позвольте рассказать Вам притчу.

Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Сначала гусенице стало страшно, что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз, под ней расстилался огромный мир, полный цветов.

Волшебное чувство наполняло ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в  бабочку.

Да, действительно, ребенок-аутист живет в неком «коконе», у каждого он свой: «звукоизалированный» - ребенок не реагирует на обращенную к нему речь; «светонепраницаемый» - у ребенка отсутствует зрительный контакт; «замкнутый» - ребенок не включается в игры и общение с другими. У каждого он свой, но все они, тем не менее похожи друг на друга.

Такие дети «самодостаточные», «живут в собственной скорлупе», «особенно счастливые, когда их оставляют в покое»; «ведут себя так, как будто вокруг них никого нет»; «не замечают окружающих»; «производят впечатление тихих мудрецов»; «не способны адекватно реагировать на социальные ситуации»; «живут как под гипнозом». При этом не наблюдается нарастающий утраты ранее имевшихся привязанностей или ранее присущей способности к контактам. Речь идет об «изначальной аутической замкнутости, когда ребенок не замечает, игнорирует и исключает весь внешний мир». Эти дети родились с врожденной неспособностью  устанавливать нормальные и биологические обусловленные эмоциональные контакты с другими людьми.

Болезненным проявлением аутизма не предусматривает период нормального развития. Начальная симптоматика выявляется до 3 летнего возраста.

Наиболее постоянные и характерные проявления детского аутизма – недостаток привязанности и расстройства социального поведения – общепризнанный симптом аутизма. Обнаруживается отсутствие привязанности к другим людям и слабость эмоциональных связей с родителями. В младенческом возрасте дети не нуждаются в родителях. Они не привлекают их внимание плачем, не стремятся к ласкам родителей, не тянутся к ним, когда те хотят взять их на руки.

Если аутисту что-нибудь нужно, то он тянет человека за руку или полу одежды к цели и при этом никогда не смотрит ему в глаза. Это один из важных признаков аутизма – отсутствие «глазного контакта» между больным и теми, с кем «он общается».

У половины аутистов речь никогда не развивается. У тех, у кого она появилась, она развивается медленно и отличается большим своеобразием; наиболее частое нарушение – эхолалия, т.е. повторение слов или фраз, сказанных другими. С эхолалией связано затруднение формирования осознания своей личности, при котором больной не способен употреблять местоимение первого лица «я» и вместо этого использует местоимения II  или III  лица.

Некоторые аутисты производят впечатления глухих или слепых. Они могут не реагировать на громкие шумы, свое имя.

Своеобразие психического развития и нарушение способности к коммуникации отражаются на игровой активности. Здоровые дети начинают играть с 3-6 месячного возраста, аутисты либо не играют вовсе, либо однообразно манипулируют тем, что попадает в руки (не игровые предметы), играют молча и не откликаются на  зов.

Важнейшую роль в работе с такими детьми занимает отношение родителей к ребенку. Не все родители, услышав диагноз, занимают активную позицию по отношению к своему ребенку, многие просто опускают руки и привыкают жить с «особенным ребенком».

Чтобы успешно воспитывать аутичного ребенка в домашних условиях, необходимо располагать специальными знаниями.